Русская православная церковь об Анонимных Алкоголиках. Рассказывает протоиерей Александр (Липовцев)

 

Страсть винопития известна человечеству с библейских времен. О том, как помогает бороться с ней Русская православная церковь, рассказывает протоиерей Александр (Липовцев).

08

По должности и по душе
15 октября Содружество анонимных алкоголиков (АА) на Алтае провело большое собрание, посвященное 24-й годовщине этой организации в Алтайском крае. Сегодня содружества существуют не только в Барнауле, но и в Бийске, Рубцовске, Павловске, Кулунде, Родино и других населенных пунктах нашего региона. Причем не только в городах и райцентрах, но порой и в достаточно небольших деревнях, так называемой сельской глубинке. Почетными участниками собрания стали его гости, приехавшие в этот день в Барнаул из Москвы, Абакана, Омска, Маймы. Присутствовали на нем и представители реабилитационных и социальных служб.

Еще десять лет назад решением проблем «Анонимных алкоголиков» занялся священник из райцентра Павловск отец Александр Липовцев, также ставший одним из самых уважаемых гостей на собрании. Без малого восемь лет отец Александр занимался этим непростым делом, как говорится, по велению сердца. После того как 25 июля 2014 года была принята Концепция Русской православной церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма, протоиерей Александр (Липовцев) был утвержден в должности координатора взаимодействия церкви и групп трезвости «Анонимных алкоголиков».

«Живым примером собственной жизни...»
– Отец Александр, Русская православная церковь с давних лет благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости. Святейший синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителей «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина». Позиция церкви понятна, но все же что такое пьянство и алкоголизм – грех или болезнь, преступен в данном случае человек или попросту немощен? В нашем обществе этот вопрос более чем болезненный...

– Дело в том, что алкоголизм как страсть винопития – разновидность страсти чревоугодия. К сожалению, это паразит цивилизации, известный человечеству еще с библейских времен. То есть алкоголизм – это болезнь, как, например, сахарный диабет. С диабетом, хоть он и неизлечим, можно жить, выполняя определенные правила. Так и алкоголизм. Это неизлечимое заболевание, с которым можно жить в трезвости, выполняя определенные рекомендации.

– Как начиналась ваша работа с Содружеством анонимных алкоголиков?

– Много лет назад мой друг пригласил меня как консультанта в одну из групп Всемирного сообщества анонимных алкоголиков. У церкви есть тысячелетний опыт врачевания алкоголизма, и ныне он востребован как никогда. С другой стороны, я выступил там и как священник – прояснил некоторые вопросы, касающиеся духовной науки – аскетики – врачевания страстей. Так вот все и началось.

– И как после этого развивалась ваша работа? В чем она заключается сейчас? Расскажите о планах и перспективах этой деятельности?

– Вместе с волонтёрами «Анонимных алкоголиков» мы встречаемся на приходах с теми, кто ищет путь к освобождению от рабства алкогольной зависимости. В частности, в нашей Славгородской епархии и в соседних епархиях благодаря помощи добровольцев сообщества и при моей скромной поддержке в последние годы удалось открыть новые группы трезвости, работающие в сотрудничестве и тесном взаимодействии с приходами церкви.

Это дело новое, для многих пока незнакомое. Бывают трудности и непонимание. Тем не менее и священнослужители, и неравнодушные прихожане могут теперь совершить дело милосердия и благотворительности – дать возможность зависимым от спиртного людям обрести новую трезвую жизнь через работу групп «Анонимных алкоголиков». Надеемся, что в каждом крупном приходе, в каждом районном центре Алтайского края со временем будет налажена рабочая связь православной церкви с местной группой трезвости, а по возможности группы будут открываться и при храмах.

Люди с «тонкой кожей»
– Работать с алкоголиками труднее, чем с обычными прихожанами?

Я бы не стал разделять здесь людей на какие-то категории. Действительность для меня такова, что я работаю с теми, кому я нужен. А тот, кому нужен я, становится моим прихожанином.

Вообще же работать с человеком, ищущим трезвости, легче. По очень многим критериям. Наверное, потому что обрести трезвость возможно только тому, кто будет честен по отношению к себе, к Богу и людям. Они люди с очень «тонкой кожей» и, как правило, очень одаренные талантами. Почему-то других не встречал.

А еще сила Божия в немощи совершается. Алкоголик же, как никто другой, осознает свою немощь. Потому, наверное, и к Богу ближе. Гордым Бог противится, а смиренным даруется благодать. Доказано тысячелетним опытом церкви.

– Чего вообще хочет здесь церковь? Грубо говоря, отучить человека пить? Или привести его при этом к христианской вере?

– Если можно, скажу, почему это надо мне. На последнем большом собрании групп «Анонимных алкоголиков» было более сотни человек, идущих по пути трезвости. А идти по пути трезвости возможно только водимым Богом. Понимание того, что в жизненной картине-мозаике выздоровления и обретения счастья с Богом очень многих людей есть и мое участие. Вот это по-настоящему и вдохновляет. Делает мое личное священническое служение полноценным.

– До недавнего времени представители Русской православной церкви не уделяли внимания профилактике пьянства, да и сейчас, как я слышал, отдельные священники считают это напрасной тратой времени, предпочитая работать с «нормальными людьми». Другие же вообще не пускают «Анонимных алкоголиков» в храмы, считая их чуть ли не христопродавцами....

– Для церкви работа с зависимыми от алкоголя людьми – это дело милосердия и благотворительности, возможность помочь им обрести новую трезвую жизнь. Трезвость – как милостыня. Просто так. Не требуя ничего взамен. Иначе какая же это милостыня? Кто может вместить эту простую мысль, тот вмещает.

К примеру, никому не приходит в голову мысль спрашивать у погорельцев об их убеждениях и вере. Просто помогаем им, чем можем. А у «погорельцев» с «алкогольного пепелища» некоторые псевдоревнители по-фарисейски начинают что-то требовать. Как правило, так бывает с тем, кто сам ничего дать не может. Еще хуже, когда сам не дает и другим запрещает под самыми благовидными предлогами.

Наука духовных упражнений
– Я так понимаю, методы работы «Анонимных алкоголиков» не противоречат постулатам православной веры?

Скажем так: исторически программа «Анонимных алкоголиков» – это некая часть древней общехристианской аскетики как науки духовных упражнений и личностного роста без акцента на догматическое вероучение. Просто для того, чтобы трезвость была доступна даже не знающему Бога страждущему с алкогольной зависимостью. А потом – чудеса. Реальные. Потому что встреча с Богом того, кто искренне его начинает искать, неизбежна. И если человек не будет вырываться из руки помощи Божьей, то Бог приведет его туда, куда надо. Рано или поздно, но приведет. Проверено и доказано опытным путем.

Главное – путь к трезвости. Религиозные вопросы не поднимаются вообще. Это очень важно, поскольку оберегает группы от агрессивного воздействия различных деструктивных и экстремистских культов.

– За последние годы вами было проведено немало мероприятий, способствующих сплочению людей, входящих в группы «Анонимных алкоголиков», развитию между ними по-настоящему товарищеских, можно сказать, братских отношений, что в итоге позволило и позволяет тем, кто называет себя алкоголиком, долгие годы не прикасаться к спиртному. Какие из форм работы показали себя здесь как наиболее действенные?

– Церковь издревле ценила добродетель трезвения, поэтому неудивительно, что сотрудничество с Содружеством анонимных алкоголиков уже принесло и принесет еще много положительных результатов.

В этом году стоит особо отметить продуктивную работу в пределах Славгородской епархии. Отрадно видеть новых членов групп «Анонимных алкоголиков», возникших и работающих при активной поддержке ее епископа преосвященнейшего Всеволода.

Автопробег трезвости – форум на колесах «Золотой Алтай-2016», несколько слетов трезвости, «круглые столы», встречи на приходах и множество других совместных мероприятий церкви и сообщества, конечно, впечатляют, и особенно впечатляет результат – дар трезвости, который получают новички. Все это было бы немыслимо сделать мне с волонтерами без поддержки владыки.

Нет другого инструмента врачевания страстей, кроме как данного нам нашим Создателем инструмента – покаяния. А программа выздоровления «Анонимных алкоголиков» и есть всестороннее, многоплановое и действенное покаяние. Думаю, именно поэтому у нас, церкви и содружества, впереди много благодатной и плодотворной совместной работы.

Утверждение, что церковь ничего не может дать «Анонимным алкоголикам», что «Анонимные алкоголики» не нуждаются в поддержке церкви, а такое я слышал от весьма уважаемых и высокопоставленных чиновников церкви, оказалось развенчанным действительностью. Более чем десятилетний опыт общения и совместной работы показал: мы очень нужны друг другу. И я очень рад, что современный опыт донесения идей трезвости активно разрабатывался именно у нас на Алтае и сейчас начинает использоваться во многих епархиях Русской православной церкви.

По материалам газеты "Алтайская ПРАВДА" от 30.10.2016